Контроль рабочего времени. Как не переборщить?
Одним из факторов успешности предприятия является соблюдение сотрудниками устава предприятия в части эффективного использования рабочего времени. Сюда относится и четкое следование рабочему расписанию, что особенно критично для таких должностей как операторы call-центров, менеджеры по продажам, прочие сотрудники, чья помощь может понадобится клиентам с первых минут рабочего дня. Задачу контроля своих подчиненных выполняет любой руководитель, но средства этого контроля могут быть разными.
Технология контроля
Еще недавно самым популярным способом учета рабочего времени сотрудников был журнал прихода-ухода. Время, которое тратится на итоговый подсчет рабочих часов в данном случае очень велико, в журнал могут не войти регулярные перекуры, и т.д.
Следующим шагом на пути установления рабочей дисциплины стало внедрение систем контроля доступа с индивидуальными картами пропуска. В данном случае компьютер автоматически фиксирует время прихода сотрудника на работу, заносит в базу каждый его проход через контрольную точку (кпп, дверь и т.д.). Это позволяет иметь более полную картину распорядка дня, следования трудовой дисциплине, позволяет получать соответствующий отчет максимально быстро. Систему нельзя подкупить или договориться с ней, так что объективность таких данных намного выше.
Единственным вариантом обхода такой системы является передача карточки другому человеку, который отметится на проходной за опаздывающего сотрудника. Подобный сценарий скорее редкость, так как постоянно отдавать свою карточку вряд ли кто-то сможет. В данном случае у сотрудника появляются проблемы со входом в офис (у него нет карточки).
Сейчас наиболее передовые компании используют для контроля сотрудников СКУД совместно с видеонаблюдением. Особую популярность данная интеграция получила с развитием технологий автоматического распознавания лиц. Охраннику уже нет необходимости сравнивать лицо на экране с досье, которое передает система СКУД. Все происходит автоматически.
Этический аспект
Развитие технологий, позволяет с помощью практически повсеместно распространенных СКУД и видеонаблюдения создать эффективную систему контроля за сотрудниками. Но существует еще и вопрос отношения к этому со стороны персонала.
Камеры, которые устанавливаются в коридорах, не вызывают негатива, однако когда камера висит в рабочем помещении/комнате отдыха/столовой это может приводить к проблемам в рабочем коллективе за счет увеличения недоверия и конфликтности.
Есть и вопросы, касающиеся правомерности использования видеонаблюдения. Камеры могут восприниматься как вмешательство компании в частную жизнь. Проблема заключается в том, что нет однозначного трактования, является ли рабочее временя сотрудника частной жизнью или нет. Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ, рабочее время определяется как время работника, в течение которого он выполняет свои непосредственные трудовые обязанности. С другой стороны, на основании ряда международных правовых актов и постановлений, каждый сотрудник сохраняет право на частную жизнь и во время работы.
Перед установкой и использованием видеонаблюдения необходимо получение письменного согласия работников. Для этого необходимо внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка, создать соответствующий локальный акт или положение, в котором будут ясно указаны цели, места и порядок установки соответствующих средств. После проработки данной документации создается приказ, устанавливающий число ввода системы наблюдения в эксплуатацию с назначением ответственных за систему лиц. Финальным этапом является обязательное ознакомление сотрудников с данным комплектом документов, с указанием согласия или несогласия с изменениями и подписью каждого сотрудника. Только после проведения подобных мероприятий, когда правила и нормы осуществления видеонаблюдения будут обозначены в документах компании и подписаны каждым сотрудником, возможно законное применение видеонаблюдения за работниками предприятия. В противном случае, особенно при установке систем скрытой видеосъемки, работодатель может понести административную и гражданско-правовую ответственность.
Итоги
Следует осторожно относиться к такому тонкому вопросу как видеонаблюдение в офисе. Жесткие формы контроля могут сыграть злую шутку с руководителем и дать совершенно противоположный эффект. Помимо технической проработки системы следует всегда еще большее внимание уделить разъяснению сотрудникам ее задач. Всегда следует учитывать мнение персонала, не стараться охватить контролем все время пребывания человека на рабочем месте.