Современная СКУД. Состав и возможности
Система контроля и управления доступом, развернутая на любом объекте, вне зависимости от его размеров, представляет собой совокупность организационных мероприятий и технических средств, направленных для обеспечения безопасности и осуществлении контроля на определенной территории.
Состоит из следующих элементов:
- контроллера;
- считывателя Proximity (проксимити) карт;
- карты доступа (персонального идентификатора сотрудника или гостя);
- преграждающих устройств, например, турникетов;
- компьютера с соответствующим ПО, благодаря которому возможно нормальное функционирование всей системы.
Функционирование основано на сравнении информации, получаемой с личной проксимити карты сотрудника с данными, хранящимися в базе данных системы безопасности предприятия или компании.
Цель системы управления и контроля доступа
Основными целями создания СКУД на объекте можно назвать:
- организация ограничения перемещения посторонних лиц на охраняемой территории, разграничение доступа определенных сотрудников в офисном пространстве;
- учет и контроль рабочего времени каждого работника предприятия (переработки, ранний уход с работы, опоздания и прогулы);
- формирование подробных отчетов о трудовой активности сотрудников компании.
Принцип работы
Все проходы, через которые возможен доступ человека на охраняемую территорию, оборудуются замками, турникетами и прочими запорными устройствами. Располагаются считыватели карт или кодонаборные панели (могут быть интегрированы в преграждающие устройствва). Все сотрудники и обслуживающий персонал обеспечиваются индивидуальными идентификаторами, благодаря которым осуществляется доступ в разрешенные для них помещения.
Владелец Proximity карты перед проходом через турникет или открыванием двери подносит ее к считывателю без обязательного касания. Полученный оборудованием код мгновенно обрабатывается в системе и определяет уровень доступа данного сотрудника на закрытую территорию. После его идентификации система принимает решение об открытии или запрете доступа. Фиксируется время операции. При отказе в доступе на охранный пульт передается соответствующий сигнал, блокируются двери, чтобы нарушитель не смог покинуть место происшествия.
В современных СКУД, которые можно приобрести в ДЕЛК, на мониторах оператора можно настроить одновременное отображение информации в реальном времени. На плане здания отображаются точки где происходят события, выводятся фотографии владельцев сработавших идентификаторов. Работник службы безопасности обладает возможностью сравнивать такие фотографии с лицами сотрудников и при завладении чужой картой для проникновения на запретную территорию, попросту заблокировать доступ в ручном режиме.
Для ограничения доступа в определенные помещения можно использовать специальные системы доступа, обладающие функцией APB (Anti Pass Back), благодаря которым запрещается проход нескольким сотрудникам по одной карте.
Стандартная система контроля и управления доступом
Рассмотрим подробнее каждый элемент стандартной СКУД.
- Контроллер — устройство управления, которое обрабатывает всю информацию, поступающую от других приборов, входящих в систему безопасности. В нем хранятся все коды ключей сотрудников для разграничения их доступа и управления шлагбаумами, турникетами и другими ограничивающими и запорными устройствами.
- Считыватель — прибор для снятия информации с определенного носителя. Это может быть проксимити карта, отпечаток пальца, специальный ключ, радужка глаза и т.п.
- Карта доступа (персональный идентификатор) — может выглядеть как карточка, так и брелока (ключи touch memory).
- Исполнительный механизм — конструкция, препятствующая проходу (турникет, замок, шлагбаум, шлюзовая кабина).
Для обеспечения правильной, безопасной и безаварийной работы системы используются концевые выключатели, дверные доводчики, фотоэлементы и герконы.
Использование компьютеров в работе СКУД
Используя компьютер со специализированным программным обеспечением, гарантируются:
- мгновенный прием и обработка информации о событиях, происходящих в системе в каждой из точек, оборудованных считывателями, а также документирование и архивирование полученных данных;
- управление в оперативном режиме;
- корректировка прав пользователей карт доступа;
- сохранение информации о перемещении каждого сотрудника по территории компании;
- выдача отчета в доступной для чтения форме.
Расширение возможностей
Используя определенные расписания для разграничения доступа по времени и дням недели можно достичь хороших результатов в сфере увеличения безопасности на объекте. Все посетители и сотрудники получают карты доступа, рассчитанные для прохода на территорию компании в определенное время.
В таком случае сотрудник системы безопасности может в оперативном режиме собрать сведения обо всех лицах, находящихся в стенах компании. Такая информация может стать очень полезной при возникновении нестандартной ситуации и срочной эвакуации людей из здания. Отчеты о нахождении людей сохраняются в архивах, которые всегда можно извлечь и просмотреть.
Имеется возможность формировать отчеты по определенным параметрам:
- по времени входа в помещение;
- по количеству человек в каждом помещении;
- по общему времени нахождения каждого сотрудника в помещении.
Подобные отчеты можно настроить для определенных групп людей, профессий и других отличительных характеристик.
Оборудование легко интегрируются с другими системами, обеспечивающими безопасность на объекте, что в конечном итоге сказывается на благоприятной работе всего коллектива. Например, при интеграции в пожарную безопасность можно настроить автоматическую разблокировку для беспрепятственной эвакуации людей.
Учет рабочего времени
Модуль облегчает расчет оплаты за повременную работу в компании. Принцип работы прост: каждый работник, при входе на территорию компании или предприятия, использует для доступа личную проксимити карту. Она активирует не только турникет для беспрепятственного прохода, но и включает отсчет времени его нахождения. При выходе происходит аналогичное действие, только прямо противоположное. Отсчет времени прекращается. После этого формируется отчет о пребывании сотрудника на рабочем месте, о его опозданиях и ранних уходах, если таковые были.
Система учета рабочего времени в СКУД позволяет в автоматическом режиме решать множество задач:
- расчет рабочего времени;
- расчет заработной платы;
- начисление зарплаты сотрудникам;
- учитывать другие расходы, например за пользование стоянкой, питанием в столовой и др.
Увеличивается дисциплинированность сотрудников, повышается их трудоспособность, обеспечивается безопасность и охрана имущества.